Вечнолагом - водному туризму посвящается

Лоции, описания [2]
Отчеты [7]
Ваши рассказы [2]
Ваши рассказы о походной жизни в художественной или около-художественной форме

Тута щас: 1
Хтоетов: 1
Зарегеных: 0
Главная » Статьи » Лоции, описания, отчеты » Ваши рассказы

Кутсайоки 2008

Вот мы и вернулись в цивилизацию после двух недельного отсутствия. Не сильно без нее страдали, честно скажу. Но, похоже, что и она без нас прекрасно обошлась!

Ходили мы в поход, в водный поход на реку Кутсайоки. Наша славная и доблестная флотилия состояла из трех катамаранов (прим. для тех, кто в танке, катамараны не такие, как в Парке Культуры и Отдыха им. Горького.. Они БЕЗ педалей!!!). Было три экипажа: две двойки и одна четверка.
Я наверное не буду по дням описывать все события и приключения, которые с нами происходили. Просто боюсь все не упомню.. А постараюсь так сказать крупными мазками .. ну в общем как получится..

ДОРОГА туда

Поезд Москва-Мурманск, как полагается, до станции Кандалакша. 30 часов в пути. Ехали в купе. Не потому что мажоры, а потому что плацкарта уже не было. Скажу, что ехать в водный поход в купе очень неудобно. Еле-еле удалось распихать по всем имеющимся нишам и щелям вещи (рюкзаки, катамараны, рамы, весла). Ехали как всегда весело. Но с приближением к пункту назначения веселье снижалось прямо пропорционально понижению температуры. Становилось все холоднее и холоднее. Заполярье все-таки.
В Кандалакше нас ждал замечательный голубой уазик буханка с прицепом. Небольшая прогулка по привокзальной площади с посещением нескольких магазинов и палаток, погрузка участников экспедиции и барахла в машину и в прицеп соответственно.. и в путь.
Ехали относительно недолго.. несколько часов. Играли в 33, распивали слабоалкогольный напиток, который стремительно подошел к концу, не успели мы и приехать. Далее было томительное ожидание на погранзаставе при въезде в пограничную зону с Финляндией. У Лехи не оказалось заявки на пропуск. В итоге все закончилось выписанным ему административным предупреждением. Даже денег не кому было дать. Все очень строго.

Ехали-ехали по глухим нелюдимым местам, а как добрались до места стапеля, то обнаружили там толпу народа, такого же, как мы. Одни возились со шкурами, баллонами, другие вязали рамы катамаранов, надували лодки, рубили дрова и ставили палатки. Жизнь кипела. И мы активно включились в эту жизни.

ПОГОДА

И все-таки я скажу, что нам с погодой повезло. Просто изначально никто не обещал жары и солнца. Все знали куда едем, но, тем не менее, надеялись на лучшее. Откровенно говоря, было холодно. Прогноз погоды, который пророчил +9 градусов, не сильно ошибался. Было, конечно, потеплее, но не на много. Но зная, какая *опа там может быть, мы радовались каждому лучику солнца и каждому дню без дождя. А если дождик и шел, то мы радовались что нам не надо под ливнем ставить лагерь или наоборот собираться. Сильный дождь нас накрыл, пожалуй, только пару-тройку раза. Первый раз, как положено, на следующий день после посещения бани! (Кто не знает - это проверенная примета. Как только кто-то помоется или побреется, то обязательно портится погода. Примета работает. Проверено.) Другой раз нас залило, когда мы грябали. Но так как все и так уже были мокрые после порогов, то сырость особо не напрягала. Что снизу, что сверху - кругом вода. Тока дождик стучал по каске и капли скатывались с носа. Раз уж кругом было мокро и холодно, то согревались изнутри))) Нераскладочные 100 грамм всегда были с нами. Еще был случай, когда сильный дождь, разразившийся вечером сразу после обеда, лишил нас ужина, а дежурным подарил великолепную возможность похалтурить!
Зато нам очень повезло, когда на дневке у порога «Котел», где у нас была очень классная стоянка.. (пляж с белоснежным песком, созданный природой специально для игры в волейбол).. весь день светило яркое солнышко!

КОМАРЫ

Комары - многочисленны в тех краях. Мягко говоря. Их пипец там сколько. Это, по-моему, самый распространенный вид хищников, который обитает в Карелии. Жрут они всех подряд без разбору и с особо жестокостью. Правда у них есть маленьких плюс – они не пищат! Если в Подмосковье один какой-нибудь гад залетит в комнату и будет полночи нарезать круги над головой, не давая спать, то там они молчаливые.. кусают без разговоров, зато спишь спокойно.

РЕКА и ПОРОГИ

Сначала немного информации из официальных источников, а именно, из Википедии:
Кутсайоки — река на Кольском полуострове России (юго-запад Мурманской области). Протекает в незаселённой местности вблизи российско-финской границы. Берет своё начало из озера Ниваярви и реки Карельский башкаус (или Красненькая). Впадает в реку Тунтсайоки, образуя реку Тумчу. Тумча в свою очередь впадает в Иовское водохранилище. Кутсайоки имеет множество порогов и шивер, образованных скальными выходами, и 2 крупных водопада Малый, высотой около 10 метров, и Большой Янискенгас, высотой около 20 м. В туристических отчётах и справочниках эти водопады называются соответственно «Оба-На» и «Маманя». Река является популярным местом посещения для туристов-водников (3 категория сложности с элементами 6-й).

Кутсайоки самая сложная, если так можно говорить, из рек в Карельских краях. По высокой воде там, наверное, совсем весело. По низкой воде было бы тяжко скрестись по камням и пролезать в узкие щелочки между камней в порогах. Но нас эта участь не постигла. У нас с водой было все в порядке. Она была средняя. Не низкая и не высокая.

Порогов было много, и они были интересные. Мне больше всего запомнились пороги «Сомнительный» и «Водопадный». Сомнительный был самым первым порогом, который мы прошли. Случился он на второй ходовой день. При просмотре было немного стремно. Порог вроде как 3 к.с. (категории сложности) - два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. Первыми пошли Алиса с Лехой. Их там развернуло, и во второй слив они зашли задом, но не кильнулись. Затем класс показал Маклауд с Ленкой, умудрившись встать в свечку через нос. Их кильнуло! Ничего страшного не произошло, тока рюкзаком по дну немного проскребли и продрали его в паре мест. Весла потом поймали. Потерь не было, но получилось очень зрелищно! Зрители были в восторге, но повторять подобные пируэты не собирались. Замыкали прохождение мы на нашей славной четверочке. Конечно, на ней в порогах гораздо проще, чем на двойках.. она тяжелая, не такая юркая и поворотливая, кильнуть ее надо очень постараться. Но мы стараться не стали, а ровненько и чистенько слились как надо, чем несказанно расстроили Маклауда, который ждал от нас эффектного исполнения.

В тот же день после «Сомнительного» мы прошли еще «Муравейный» и «БСТ». Но после первого порога они уже сильного впечатления не произвели. «Муравейный» прошли ровненько, а вот «БСТ» хоть и не был каким-то супер-пупер порогом доставил ряд сложностей, так как в нем надо было рулить как на слаломной горке, чтобы вписаться во все нужные места и не вписаться в ненужные. В конце этого порога стоит камень, именуемый «камень-убийца» и рядом с ним памятная табличка. Вот.
В этот же героический и как потом оказалось самый насыщенный день, мы обносили два водопада. Первый из них в народе зовется «Оба-На», а второй «Маманя».
«Оба-На» представляет из себя следующее: в правой части - маловодный водопад ~6-7м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. «Оба-Ну» некоторые смельчаки ходят. Из нашей группы в 2005 году его проходил Маклауда и Алиса (по низкой воде). Я, когда увидела эту красоту, категорически отказалась туда лезть. Большинство придерживалось подобного же мнения, и мы стали обноситься.
Практически сразу же за «Оба-Ной» находится «Маманя»! Это потрясающее зрелище! Водопад высотой около 20 метров. С реки его малозаметно, а из-за небольшого поворота не слышно шума воды. Нужно быть осторожным, чтобы вовремя зачалиться и не слиться в эту пучину. Говорят, что есть несколько примеров того, как ушибленные на голову каякеры прыгали этот водопад. Известна также страшная история про то, как в водопад утянуло девушку, которая не успела отгрестись от него. С каякерами вроде все в порядке было в итоге, а вот с девушкой нет.

Нам пришлось обносить «Маманю» и ставить лагерь уже в самом ее низу. Для обноса там предусмотрен специальный механизм, который состоит из троса, натянутого со скалы до самого низу, карабинов и веревки, привезенных с собой специально ради такого случая, и самое главное героических действий команды.

Большая часть группы стояла на верху, Алиса с Ксюшей спустились по скалам и пошли в лагерь дровишки собирать, а Серега оказался в самом эпицентре событий. Стоя внизу на скалах, он, на сквозь мокрый от водопадных брызг, практически в одиночку, не считая моей морально-алкогольной поддержки, тянул вещи, которые спускали сверху. 0,5 крепкой клюковки, которые я притащила, были очень кстати. Очень весело было потом скакать по скользким скалам с рюкзаком на спине.
Думаю многие со мной согласятся в том, что обнос был не менее эффектен и монументален, чем сам водопад.

Расскажу еще про порог «Водопадный», который нам всем очень понравился. Мы стояли прям рядом с ним, но, как это обычно бывает, все разговоры о том, чтобы покататься на пороге ни к каким реальным действиям не привели. Простояв до вечера, мы снялись со стоянки и пошли.

Сам порог состоит из четырех ступеней. Самая первая ступень - высокая длинная горка высотой около трех метров и длиной чуть больше десяти, пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. Вторая ступень - мощная бочка в сужении. Третья и четвертая  - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит. Мы сливались в самые большие бочки, в пороге меня залило с ног до головы. Но я в очередной раз всех разочаровала тем, что не вылетела из стремян и вопреки всеобщим ожиданиям никуда так с катамарана и не делась. Извините, ребята, что так получилось, я знаю, вы на меня очень рассчитывали! Никаких зрелищных исполнений не произошло, но все получили от этого порога настоящее удовольствие.

Весело еще было на пороге «Котел», который уже правда находится на реке Тунтсайоки, куда мы загребли для двойной дневки. На этом пороге наконец-то удалось покататься. Взяли две двойки и пошпарили. Очень круто было, когда Алиска, Серега, Денис и Ваня (наш новый знакомый из соседнего лагеря) решили сплавиться как «корабль уродов». Залезли в вчетвером на двушку и, не садясь в упоры, пошли в порог. В бочке их всех раскидало по катамарану, в пене видны были одни каски, весла и ноги. Этакая куча-мала.

СТОЯНКИ

Стоянок было много, и большая часть из них были очень прикольными. Благо темп у нас был ненапряжный, случались к всеобщей радости и дневочки, а то даже и двойная дневочка на «Котле» произошла с игрой в волейбол на песчаном пляжике и катанием в пороге. Ну а благодаря нашим всегда неспешным сборам лагеря, время от времени выходили и полудневочки. Очень живописная стоянка была рядом с «Маманей» и на «Котле». Запомнился душевнейший саботаж ходового дня на скалах с видом на водопад, происходивший под четким руководством самого адмирала Маклауда.

Практически всегда рядом с лагерем бурлил порог, под шум которого засыпалось как под шум прибоя. Комаров везде было до хренища, особенно в нижнем течении реки, когда скалистые берега сменились ровными лесистыми пространствами. Комаров было мало только там, где дул ветер и сдувал этих тварей подальше от нас. В шок и ужас меня повергла наша последняя стоянка, рядом с порогом «Шляпа». Это было своего рода пространство, предназначенное специально для реадаптации туристов обратно к цивилизации. Вонь дизеля, заброшенные тысячу лет назад раскореженные домики лесорубов, скрепящие ржавым железом (только фильмы ужасов и снимать) и кругом куча мусора, страшный срач. Я была поражена людским свинством.

О приятном. Мне всегда очень нравилось во время еды, особенно завтрака, если еще и не надо никуда идти после него, урвав положенный кусок паштета и кашки, сесть на каком-нибудь камешке и любоваться открывающимся видом на порог, попивая кофе со сгущенкой.

РЫБАЛКА

Практически на каждой стоянке и даже во время движения катамаранов наши рыбаки предпринимали отчаянные попытки что-нибудь или кого-нибудь поймать в темных водах Кутсайоки. Зачастую их попытки увенчивались успехом, который приводил в восторг всех окружающих. Но, не понятно почему, рыбы было не так много, как хотелось бы. Есть подозрения, что сработала еще одна верная примета. Если берешь в поход/на рыбалку рыбные консервы, то про клев можно забыть. У нас по раскладке числилось несколько банок горбуши для употребления ее с рисом. Но тем не менее рыбка все-таки ловилась. Серега отличился 2-3 кг щучкой, Леха наловил всевозможных форелей, хариуса и кумжу. (простите, но в рыб я не сильно разбираюсь.. если что, уважаемые рыбаки, вы меня поправите). Особенно примечательным в этом смысле был один из переходов, когда ребята рыбачили прям с катамаранов и на двоих наловили штук 12 приличных рыбешек. На ужине они нас порадовали вкуснейшей жареной рыбкой, которая еле-еле поместилась на три противни.

РАСКЛАДКА, т.е. ЕДА

Еда-еда-еда! Это очень важно в походе, ведь нужно черпать силы и энергию для того, чтобы грести! Каждый прием пищи, как священный обряд, который с замиранием сердца ожидает каждый участник сплава. В нашем меню значились всевозможные кашки со сгущенкой на завтрак и всеми любимые макароны, гречка, рис и карпюр с тушенкой на ужин. Обед составляли или супчики на стоянках, или перекусы во время ходового дня.

В походе ты ешь то, что в обычной жизни редко употребляешь в пищу, или, по крайней мере, не в тех сочетаниях. Хлебцы намазанные маслом, а еще лучше паштетом или самая простая фасоль из банки оказываются настоящими деликатесами, за которые идет чуть ли не драка. Но строгий завхоз внимательно следит за количеством кусков/ложек/горстей/укусов и т.п. .. Еда в походе, даже если она чуть не доварена или недо/пере-солена, всегда безумно вкусна. Никто никогда не выпендривается буду/не буду, а с аппетитом ест.. Иногда случаются сюрпризы, заботливо припасенные участниками похода, в виде французского сыра, компотика из ягод, сухой клубнички в кашку и т.п. Из напитков распространены два : чай (или кофе со сгущенкой по утрам для гурманов или для тех, кто успел во время охватить кипяточку) и, конечно, для всех желающих водка, правда в ограниченном количестве, т.к. до ближайшего магазина сотни километров.

ГОРЮЧЕЕ

Плавно продолжаем тему.. Горючее рассчитали, как оказалось тютелька в тютельку, благо закупили на одной стоянке у местных два литра «Океана». Водка была расфасована по пластиковым бутылкам, и соответственно  употребляли мы «Эдельвейс», «Сенежскую природную минеральную», «Аква минерале» и т.п. Без особых негативных последствий для организма, так как все было исключительно в профилактических целях, дабы не околеть в воде и на суше.

ДОРОГА обратно

Под конец похода у нас была великолепная и незабываемая возможность прогрести 40 км!!! по озерам и затопленной зоне, с торчащими из воды верхушками мертвых деревьев, огромными водными просторами и ветром (наверняка он дул бы в лицо – мордвинд так сказать). Думаю, коллеги по гребле, сведенные с ума моим нытье, придушили бы меня минут через тридцать-сорок, а сами бы -ма самоубились бы -ма еще через часок-другой. Это нереально! По крайней мере, не за два дня и не с таким ветром. Мы, выкроив в бюджете аж 500 рублей, заранее договорились с катером, который должен был забрать эвакуировать нас с последней той урбан загаженной стоянки лесорубов. Катер пришел с вечера. Это оказалась такая солидная посудина, которая видимо целую вечность бороздит местные воды и держится исключительно на честном слове. Капитан корабля, буду так уважительно называть нашу посудину, сказал, что если ветер не утихнет (а дул в тот вечер просто штормовой ветрюльник) он никуда завтра не поедет. Нам осталось только сушить катамараны, связывать веревки, разбирать рамы, а также допивать остатки нашей очередной «минералочки», подъедать гречку с тушенкой и петь песни под гитару.
Дождались. Утром все было отлично. Ветер стих и мы, собрав в заключительный раз наш лагерь, погрузились на корабль. Плыли часа три с половиной. И с каждой минутой движения думали про себя, что, слава богу, нам не надо все это грести самим.

Приплыли в Зареченск и стали ждать все тот же замечательный голубой уазик буханку, который должен был нас отвести обратно в Кандалакшу. Подъели остатки еды и, разместившись на рюкзаках, спрятались под голубой тент от начавшегося дождя. Потом было пару часиков тряски по дороге, и мы прибыли в славный город Кандалакшу. Застолбили местечко на вокзале и разделились на две группы. Одна пошла кушать нормальную еду, а вторая осталась читать газеты недельной давности на вокзале, и узнавать из прессы подробности войны и олимпиады. Кандалакша после небольшой прогулки, совершенной в поисках еды и нормального магазина, произвела удручающее впечатление. Город с населением около 40 тыс. человек. Мрачные дома:  то деревянные, то каменные пятиэтажки. Стремные мальчики и еще более стремные девочки. Мы, после двух недель в лесу в своих походных прикидах, вполне сошли бы за местных жителей. От всего увиденного лично мне было как-то грустно. Но зато покушали мы на славу в кафе «Надежда». Ребята несколько раз себе дозаказывали то котлетку, то курочку. В местном, и, кстати, очень приличном супермаркете, мы закупились Дошираками, пивом и прочими вкусняшками, поругались с теткой на кассе и побежали на поезд.

На этот раз путешествовали мы в плацкарте, было у нас два соседних купе. Кто спал, кто пиво пил, кто на гитаре играл, кто в карты, а кто все вместе. На станциях покупали ягоду и копченую рыбку и уже начинали жалеть, что все так быстро закончилось. Но никто не жалел, что все это с нами было!

САУНДТРЕКИ

Каждый поход – это  маленькая отдельная от всего остального мира жизнь. Она начинается, и как это не грустно звучит, заканчивается. Но в ней по неведомым нам законам откуда не возьмись возникают наши внутренние приколы и моменты, которые потом будут нам всем дороги. Вдруг совершенно непонятные песни западают в душу и остаются там! Поделиться и до конца насладиться ими можно будет только в обществе тех, кто прожил вместе с тобой эту маленькую прекрасную жизнь.
Ну да ладно, это небольшое лирическое отступление, а теперь хит-парад наших песен! (Убедительная просьба ко всем участникам дополнять этот список, если я вдруг что упустила или запамятовала).
Не считая традиционных «О Ё», «Не со мной», «Фантом», «Мама Анархия», «Любите девушки», «Тебе 17», «Ночь Людмила» и т.п. своей мелодичностью и глубиной содержания особенно запомнились следующие музыкальные произведения:

·        «Я ядреный как Кабан» композиция называется Колхозный панк (Сектор газа) - бесподобное исполнение Маклаудом этого поистине величайшего произведения
·        «Мы идем грабить банк» (Бригадный подряд) - аналогично
·        «Факоф, Факоф, Факоф» - автор неизвестен, но, по всей видимости, гениален. Исполнялась дружественно группой, сплавлявшейся параллельно с нами.

И из лирических:
·        «Я знаю точно, растает лед. В часу полночном иволга запоет».. кодовое название «Про иволгу» (Трофим)
·        «Мне уже многое поздно…» (Ю.Лоза)
·        «Дремлет за горой мрачный замок мой…»

Калиновская Мария
специально для ВeчноЛагом

Появилась
возможность скачать KML-лоцию Кутсы для просмотра в программе Google Earth.
Категория: Ваши рассказы | Добавил: SYushinskiy (19 Ноя 2008) | Автор: Калиновская Мария