Вечнолагом - водному туризму посвящается

Приветствую Вас Гость
RSS
Воскресенье, 19 Май 2024, 03:05  
 Меню

 Разделы
Лоции, описания [2]
Отчеты [7]
Ваши рассказы [2]
Ваши рассказы о походной жизни в художественной или около-художественной форме
 Поиск
 Статистика

Тута щас: 1
Хтоетов: 1
Зарегеных: 0
Главная » Статьи » Лоции, описания, отчеты » Отчеты

р. Тунсанйоки и р. Тумча

Маршрутная книжка: № 44/2004
Руководитель группы:
Григорьева Юлия Валерьевна

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть засчитано всем участникам и руководителю второй (с элементами третьей) категорией сложности.

Петрозаводск
2004


Содержание

Общие сведения о путешествии

Список участников похода

Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Задачи и цели похода

Изменения маршрута и их причины

Обеспечение безопасности

График движения и метеоусловия на маршруте

Движение по маршруту и его техническое описание

Выводы и рекомендации

Фотографии


Общие сведения о путешествии

Вид туризма: водный

Категория сложности: вторая, с элементами третьей

Время проведения: с 30 июля по 7 августа 2004 года

Район путешествия: р. Тунсанйоки, р. Тумча, (Кольский полуостров)

Маршрут похода:

Заявленный: пос. Алакуртти – р. Тунсанйоки – р. Тумча – Иовское вдхр. – пос. Зареченск.

Пройденный: р. Тунсанйоки ( 6 км выше пос. Алакуртти) - пос. Алакуртти – р. Тунсанйоки – р. Кутсайоки (радиальный выход до пор. Водопадный) - р. Тумча – Иовское вдхр. – пос. Зареченск.

Определяющие препятствия (пороги 2-3 к.с.): Первенец, Падун, Кривой, Красивый, Яма, Котел, Карниз, Шляпа

Продолжительность активной части: 9 дней

Протяженность маршрута: 118 км

Состав группы: 6 чел. (список прилагается)

Суда: Катамараны « Raftmaster » - « Fox 400» (четверка) и «Гоша 2» (двойка).

Проводящая организация: турклуб "Сампо", при содействии ООО «Стелла».


Список участников похода

Ф. И. О.

Год рожд.

Место работы/ учебы

Домашний адрес

Турист. опыт

Должн в походе

Распр. по судам

1

Григорьева Юлия

1978

ПетрГУ

г.Петрозаводск Ной-ская 22-72

89212278223

I II-у (вод)Ч-Кемь, май

I-р (вод)Ч-Кемь

рук-ль

кат – 2, капитан

2

Карабешкин Вадим

1983

ООО «Стелла»

г.Петрозаводск Ленина 31-317

89214557576

I II-у (вод)Ч-Кемь, май

зам. рук-ля,

доктор

кат – 4, капитан

3

Малышкова Ольга

1974

ОО «Энергия-Спорт»

г.Москва

тел. (095) 1184475

I II-у (вод) Охта, май

завхоз

кат – 4, матрос

4

Белокобыльский Сергей

1964

ОО «Энергия-Спорт»

г.Москва

тел. (095) 1184475

I II-у (вод) Охта, май

рем-мастер

кат – 2, матрос

5

Кобелев Александр

1975

инженер

г. Москва

НК р. Белая (Адыгея)

фото/ видео

кат – 4, матрос

6

Вишневский Владимир

1975

юрист

г. Москва

ПВД

участн.

кат – 4, матрос

7.

Подгорный Павел

1978

аспирант

г. Москва

ПВД

участн.

кат – 4, матрос

Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Подъезд.

До г. Кандалакша можно доехать на любом поезде, идущим в Мурманск. Из Москвы на скором поезде ехать около 29 часов, из Петрозаводска около 16 часов. Стоянка всех поездов не меньше 20 минут, здесь меняют локомотивы.

Наша группа приехала на поездах №382 (прибытие в 4.21) и №16 (прибытие в 7.49).

Далее 120 км автотранспортом до п. Алакуртти по хорошему шоссе (1,5 – 2 часа). На привокзальной площади стоит много легковых а/м с верхними багажниками и прицепами. До Алакуртти просят от 1200 до 1500 руб. за легковую машину, 3000 руб. за «Газель». Заброска монополизирована – местная «мафия».

Мы заранее заказали «Жигули» в такси «Всполохи» (тел. +7 921 282 95 95 - 850 руб.), и частный грузовой трехтонник (тел. +7 921 734 18 03 Павел - 1300 руб.). Мы проехали через Алакуртти и далее по левому берегу реки по хорошей грунтовке на 6 км выше поселка.

Если идти верхнюю часть реки Тунсанйоки, можно доехать на поезде (в прицепном вагоне) до станции Ковдор, и далее автотранспортом. Конкретной информации по этому варианту заброски нет.

Отъезд.

Для выезда из п. Зареченск заказали легковые а/м во «Всполохах» (800 руб за машину). Нужно очень четко оговаривать место, откуда машины заберут группу. Местные просят 1500 руб.

Из Кандалакши взяли билеты в день отправления, но достались только боковые места.


Задачи и цели похода

- прохождение нового для турклуба «Сампо» маршрута, сбор информации о районе, вариантах заброски/выброски, составление описаний порогов и мест стоянок для будущих походов 3 и 4 к.с. в этот район,

- приобретение спортивного опыта руководства и участия в прохождении порогов 3 к.с.,

- отработка различных тактических схем прохождения локальных порогов 3 к.с., техники управления двух- и четырехместным катамараном,

- знакомство с популярными моделями катамаранов фирмы « Raftmaster » и оценка их возможностей для использования в походах.

Изменения маршрута и их причины

По советам групп, ранее совершавших походы по р. Тумча, мы начали сплав на 6 км выше пос. Алакуртти, поскольку в самом Алакуртти неудобно стапелиться и ночевать – ВОРУЮТ!

Также сделали радиальный выход вверх по течению притока Тумчи – Кутсайоки к красивому порогу Водопадный. Благодаря этому, получили представление об интересной для походов реке.

Отказались от дневки на Иовском вдхр., чтобы вернуться в Петрозаводск до понедельника (рабочего дня).

Обеспечение безопасности

Перед походом, включающим в себя прохождение порогов 3 к.с. необходимо пройти теоретическую подготовку по обучению технике водного туризма, безопасности на воде, организации страховки. Участники похода в разное время прошли подготовку в различных школах подготовки туристских кадров. (Школа турклуба «Сампо» и РЦДЮТ, г. Петрозаводск, Школа водного туризма «Три Стихии», г. Москва).

В это время года и при нашем уровне воды (среднем), основную опасность составляют камни, которые могут повредить катамараны. Необходимо тщательно осматривать пороги, в том числе заход и выход, уметь выбирать линию движения с воды, маневрировать в пороге. Эти навыки отрабатывались в майских водных ПВД и перед первыми порогами на плесовых участках.

Пороги 3 к.с. сначала проходил кат-2 с береговой страховкой, затем кат-2 вставал на страховку ката-4, на котором шел менее опытный экипаж.

Большую опасность представляет местное население. ВНИМАНИЕ: Встреченные группы описывали многократные случаи ВОРОВСТВА снаряжения, продуктов и денег в пос. Алакуртти и на пор. Водопадный (на Тунсанйоки). Нужно стараться не вставать на стоянку в пос. Алакуртти (мы делали стапель 6 км выше по течению), при осмотре и обносе порогов в поселке, всегда оставлять дежурного у судов и вещей, на пор. Водопадный-1 дежурить всю ночь!

График движения и метеоусловия на маршруте

Д/п

Дата

Участок маршрута

Км

Метеоусловия

Характеристика препятствий

1.

30.07
ПТ

р. Тунсанйоки ( 6 км выше п. Алакуртти)

0

t +23°С, ясно, безветренно

Стапель

2.

31.07
СБ

6 км выше п. Алакуртти – пор. Водопадный-1

20

t +25°С, ясно, слабый южный ветер

пор. Первенец ( II к.т.) – после моста чалиться на ПБ. Три протоки. Прав. полноводная (осмотр ПБ), но в сливе страшный «зуб»; центр. (осмотр с острова) – слив, шивера, мелко. Лев. непроход.

пор. Падун ( III к.т.) - за левым поворотом чалиться к ЛБ. Две протоки. Прав. полноводная, неслож., небол. прижим к ПБ. Левая, перепад ок. 4 м . – два слива с бочкой между ними и внизу. Выходная шивера – уход под ПБ.

перекат

пор. Двойной ( II к.т.) – сходу, или осмотр мелкого захода с ПБ.

пор. Каменистый ( II к.т.) – сходу по струе.

перекат

3.

01.08
ВС

пор. Водопадный-1 – пор. Юрьев День

10

t +25°С ясно, слабый южный ветер

пор. Водопадный-1 ( II к.т.) – осмотр с ПБ. Чистый слив под ЛБ с бол. валом.

пор. Водопадный-2 ( II к.т.) – проход слева, маневр.

пор. Кривой ( III к.т.) – на лев. повороте. Осмотр ЛБ. Основной слив слева, бол. перепад, бочка. Справа полого, но в сливе камни.

пор. Юрьев день ( II к.т.) – Линия движения читается с воды.

4.

02.08
ПН

пор. Юрьев День – пор. Яма

16

t +23°С, ясно, безветренно

шиверы

пор. Скалистый глаз ( I к.т.) – просто перекат

пор. Надежда ( II к.т.) осмотр с ПБ или сходу, два слива с хорошими бочками, разделенные шиверой с валами

пор. Подкова ( I к.т.) – просто перекат

пор. Март ( II к.т.) – осмотр с ЛБ, слева косой слив, с воды не виден, бочка. Справа мелко.

перекат

перекат

пор. Кошмарики ( II к.т.) – длинный, слева валы, нужны маневры.

перекат

пор. Красивый ( III к.т.) – осмотр и обнос по ПБ, чалиться в улово из заходной шиверы. Сужение реки, мощная струя, слив с большой бочкой, правее бочка поменьше. Выходная шивера.

пор. Вечерний ( I к.т.) – сходу, маневр.

пор. Узкий ( II к.т.) – сходу, слив с бочкой.

пор. Яма ( III к.т.) – осмотр и обнос удобнее с ЛБ, виднее с ПБ. Резкое сужение, большой расход воды, слева проносная струя с косым валом, в центре сильная бочка. Короткая выходная шивера.

5.

03.08
ВТ

пор. Яма

0

t +22°С, ясно, безветренно

дневка

6.

04.08
СР

пор. Яма – р. Кутсайоки - пор. Карниз

16

 

t +25°С, облачно, временами дождь

пор. Котел ( III к.т.) – осмотр и обнос по ЛБ. Большой перепад, нужен точный заход. Слив чистый с бочкой внизу, закусывает левый баллон. Короткая выходная шивера.

пор. Водопадный (Кутсайоки) ( IV к.т) – осмотр и обнос по ПБ. Три ступени. В первой перепад 2,5 м , нужен точный заход с маневром. Мощная бочка внизу, сразу же бочка поменьше. Вторая не сложна, но с воды слив не виден. В третьей мощная бочка. Между ступенями участки спокойной воды.

пор. Лесенка (Кутсайоки) ( I к.т.) – с ходу.

пор. Три протоки (Кутсайоки) ( II к.т.) – с ходу. Маневр, слив с бочкой.

пор. Ночной ( I к.т.) – с ходу, по струе.

7.

05.08
ЧТ

пор. Карниз – пор. Шляпа

8

t +20°С, переменная облачность

пор. Карниз ( III к.т.) – широкий. Осмотр со скального острова. Первая ступень: слева узкий слив с валами. Под ПБ «карниз» - водопадный слив. В центре основной слив с мощной придерживающей бочкой. Во вторую ступень уход налево: слив бочка, правее камни. Третья: валы.

пор. Каньонный ( II к.т.) – сходу, валы.

пор. Змея ( II к.т.) – сходу, маневр, бочка.

пор. Шляпа ( III к.т.) – две протоки, осмотр с острова. Основная, левая, слив с бочкой, прижим к ПБ, резкий уход налево, сразу же разворот на 180 град слева направо, в обход скального мыса. Под ЛБ простой слив с бочкой. Вторая ступень – валы. Правая протока – красивый каньон с валами.

8.

06.08
ПТ

пор. Шляпа – оз. Сушозеро

26

t +21°С, переменная облачность

 

9.

07.08
СБ

оз. Сушозеро – п. Зареченск

22

t +18°С, переменная облачность

 

ИТОГО:

 

118

 

 


Движение по маршруту и его техническое описание

День первый. 30 июля 2004 года.

Поезд прибыл в 4.21. Вышли на перрон, выгрузили из вагона вещи. Холодно. Сразу же к нам подошел милиционер, поинтересовался, куда мы едем, и попросил список группы. Получив заранее заготовленный список с указанием паспортных данных, срока пребывания и маршрута, он удалился. Такой же список с нас потребовали при проезде через КПП в 5 км от Алакуртти, здесь также проверили паспорта. Погранзона…

Остальная группа прибыла в 7.49, в 9.00 мы выехали из города.

Транспорт от Кандалакши до Алакуртти мы заказали заранее, несмотря на то, что проблем с поиском машины нет. Более того, таксисты сами ловят туристов, и очень нагло навязывают свои услуги. Причем большинство привокзальных водил находились явно в «подогретом» состоянии и за такой сервис просят явно завышенные суммы. Мы воспользовались услугами такси «Всполохи». За 800 рублей нас отвезли за Алакуртти, выше по течению Тунсанйоки. В поселке небезопасно – воруют – в 6 км выше по ЛБ дорога подходит близко к берегу реки, есть ряд прекрасных мест для стоянок. На месте были в 12.00. Стапелимся, отдыхаем, обедаем, спим, ужинаем. Первые попытки порыбачить и вывод – здесь рыбы нет! Мимо прошло 2 группы на катамаранах, они встали чуть ниже нас на ПБ.

День второй. 31 июля 2004 года.

Дежурные встали в 8.00, в 8.45 был готов завтрак. Недолгие сборы и в 11.10 мы вышли на воду. Первые 1,5 км мелко, быстроток. По ПБ песчаные пляжи, дно тоже песчаное. Дальше плес, вспоминаем греблю по ровной воде, срабатываемся экипажами. После моста начинается поселок Алакуртти, и сразу же за ним первый порог – «Первенец» (2 к.т.). Зачалились для осмотра на ПБ в 12.30. В пороге три протоки, осмотр правой с ПБ. В нашу воду «зуб», о котором пишут все лоции, залит, но угадывается при внимательном осмотре. Слив интересный, с бочкой, но идти справа не решились – не хотелось рвать каты в первом же пороге. Как оказалось обоснованно. Группа на катах-двойках, шедшая за нами, пропорола там оболочку ката, ремонтировались на Падуне.

Сделали осмотр центральной протоки с острова, для этого пришлось перейти мост и сделать брод через левую (непроходимую для судов) протоку. Приняли решение идти по центральной протоке: зигзагообразный, мелкий слив по гладким плитам. Красиво, но мелко. Четверка сидела на каждом камне, и на заходе, и в длинной выходной шивере. Шивера заканчивается за мостом, с которого удобно делать видеосъемку.

Затем левый поворот и в 14.30 мы зачалились на ЛБ перед порогом «Падун» (3 к.т.). Обедаем перед порогом, докупаем продукты в магазине. Совсем рядом находятся административные здания погранцов. В пороге 2 протоки. Справа валы, глубоко, скальный берег, небольшой правый прижим. Слева - 2 слива. Общий перепад около 4 м . Язык левее центра несет в небольшую бочку между сливами, которая тянет влево на мелководье. Второй слив заканчивается правой бочкой. Выход направо по валам – вдоль правого берега. Сразу за порогом перекатик. 2 протоки, пошли справа. Через 5 минут порог «Двойной» , валы. Осматриваем с воды, но на заходе мелко, можно посмотреть с ПБ. Через 10 минут порог « Каменистый» . В нашу воду даже четверка нигде не сидела. На выходе – мост. Далее небольшой перекатик с двумя протоками, мы шли слева, на выходе мелко. Встали на стоянку на ПБ перед пор. «Водопадный-1». Хорошая, просторная стоянка. Дрова есть на бугре справа от стоянки. Там же проходит неплохая дорога. Есть смысл установить ночные дежурства, от встречающихся групп мы слышали о регулярном воровстве на этой стоянке. На левом берегу сразу за порогом с каменных плит сливается замечательный водопадик, где мы устроили купание. Джакузи отдыхает! Обнос наверх очень простой по левому берегу с последующим траверсом струи. Всю ночь дежурили парами, сменяя друг друга.

День третий. 1 августа 2004 года.

Завтрак в 9.00. Ночные дежурства сказались, собирались долго – вышли в 12.20. 20 минут заняло прохождение порогов «Водопадный-1-2», вместе с фото/видеосъемкой. Вторая ступень несложна. Проход слева – нужен маневр, небольшие валы. Далее большой плесовый участок, до порога Кривой, примерно 8 км . За час до него разрушенный мост. Подошли к пор. «Кривой» в 14.40. Он находится на левом повороте. Когда выходишь из-за поворота, создается ощущение, что порог дальше, чем он есть на самом деле. Небольшой островок, основная струя вплотную к нему, левее камни. Слева с крутой, но чистый водопадный слив. Оба ката проходят слева. Справа более полого, но в сливе камни. Прохождение обоих судов заняло около 30 минут. С 15.10 до 17.30 обедаем, купаемся на отличной стоянке после порога на ЛБ. В выходной шивере после порога требуется маневр. Далее плес, плыли около часа. Потом 2 несложные шиверы. Первую пролетели, даже не заметили. Во второй река делится на протоки. Шли слева, четверка опять цепляла камни. Через 15 мин. пор. «Юрьев день». Идем сходу, линия движения читается с воды. Заходная шивера, небольшой слив, валы. На высоком ЛБ хорошая стоянка, необходимо до начала выходной шиверы уйти влево со струи. Встаем здесь на ночевку в 19.30.

День четвертый. 2 августа 2004 года.

Вышли в 11.10. Проходим выходную шиверу «Юрьева дня» и ряд шивер, идущих за порогом. Порог «Скалистый глаз» мы не заметили. Порог «Надежда» - 2 слива с довольно приличными бочками, разделенные участком быстротока с валами. Далее плес до пор. Подкова. Порог представляет собой совсем несложную шиверу. На выходе на ЛБ отличная стоянка. Порог «Март» расположен на левом повороте. Слив с воды не виден, осмотр с ЛБ. Справа мелко. Проходим слева – слив с косой бочкой. Четверка прошла сразу в бочку, а двойка ушла левее, а потом из улова заходила в бочку и там колбасилась. После «Марта» два переката до «Кошмариков» - один практически сразу, второй через 10 минут. Затем 40 минут плесов и обед на ПБ перед пор. «Кошмарики». Ничего кошмарного в нем нет. Слева интереснее – приличные валы, поворот направо и сразу налево. Справа на выходе мелко. Далее разветвление реки – много вариантов прохождения. Четверка шла все справа, а двойка все слева. После слияния всех проток очень красивый плес. Перед шиверой на правом повороте на ПБ хорошая стоянка. Отсюда метров 200 до порога «Красивый» . Для осмотра лучше чалиться непосредственно перед порогом в улово ПБ. Действительно, очень красивый порог. Каменные выходы на обоих берегах. Узкий слив заканчивается бочкой, расположен ближе к левому берегу. Выходная шивера около 50 м и снова плес. Река разливается до 200 метров в ширину. Шли 1 час. Порог «Вечерний» (на правом повороте) идется сходу. Нужен маневр: заход справа по струе, потом под ЛБ – слева направо в центр. Порог «Узкий» идется также сходу. Слив с бочкой. За порогом сужение реки, удобно зачалиться к скалам ЛБ для осмотра порога «Яма», но читается порог лучше с ПБ. Четко видны косые валы, границы бочки. Можно с большой вероятность угадать верную линию движения. Двойка шла первой (как всегда) и промазала мимо бочки – ушли левее. Четверка попала, но забрали слишком вправо – искупался только левый борт. За порогом прекрасные стоянки на обоих берегах. Встали в 20.10 на ПБ (левый занят).

День пятый. 3 августа 2004 года.

Дневка! Проснулись в два часа дня. Все катались в пороге «Яма» на двойке, истопили баню, поймали немного окуней – пожарили. Вечером на двойке Юля и Вадим прошли «Котел», который виден от стоянки на горизонте.

День шестой. 4 августа 2004 года.

Полудневка. Вышли в 15.00. Порог «Котел» требует четкого захода. Крутой слив с бочкой, которая закусывает левый баллон, небольшая выходная шивера. Осмотр порога, тропа обноса и стоянки - на ЛБ. В 15.45 оба ката прошли порог. В 16.20 подошли к месту впадения р. Кутсайоки. Отсюда река Тунсанйоки меняет свое название на Тумчу. Выгрузили вещи на высоком ЛБ, и на четверке пошли в радиальный выход вверх по течению Кутсы на порог «Водопадный». Двойка осталась рыбачить (Серега и Паша). По пути пришлось преодолеть еще два коротких порога. Первый («Лесенка») обнесли по ЛБ, а второй («Три протоки») провели на веревке. До порога «Водопадный» поднимались 1 час 50 мин.На ПБ ряд отличных стоянок. Здесь стоит много групп. Познакомились с ребятами из Самары, обменялись адресами, пообещали друг другу отчеты. Порог сложен и, несомненно, интересен. 3 ступени. Самый большой перепад в первой. Требуется маневр на заходе, четкое попадание в слив – правее и левее очень крутое падение с камней. Самарцы выскочили левее и перевернули двойку через баллон. Слив заканчивается мощной бочкой и сразу же на выходе из первой ступени бочка поменьше. Мы проходили вторую и третью ступени. Слив с воды не виден. Осматривали с ЛБ. Нужен четкий заход, чтобы не влететь на камни. 3-я ступень имеет меньший перепад, чем 1-я, но бочка по мощности не уступает. В 19.30 прошли порог, до Тумчи дошли за 1 час 20 мин. Пороги «Три протоки» и «Лесенка» шли с ходу. Первый ничего интересного, во втором требуется маневр, бочка на выходе. Попили чай в устье, погрузились, и отправились дальше. В 22.00 прошли порог «Ночной», с ходу, по струе, с воды все видно. Через 5 мин. Встали на просторную стоянку в еловом редколесье на ЛБ перед пор. «Карниз».

День седьмой. 5 августа 2004 года.

Вышли в 13.10. Перед выходом покатались на двойке в левом сливе пор. «Карниз». Осмотр основного, правого слива со скального острова. Двойка прыгнула с, так называемого, карниза под ПБ, в честь которого и назван порог. Четверка по центральному сливу (узкой скальной протоке). Бочка основного слива придерживает. Страховка затруднена. Далее нужно уходить налево, во вторую ступень. Она заканчивается приличной бочкой, двойка туда и ушла, а четверка попыталась пройти ближе к центру (косой слив, обливные камни), но не поместилась и села на камни. Третья ступень – валы у ПБ. На выходе слева хорошая стоянка. Прошли в 14.00. Далее плесы около полутора часов. Порог «Каньонный» - валы, слева высокие скальные стенки. Очень красиво. Идется без осмотра. Пор. «Змея» расположен на правом повороте. Небольшой левый прижим, валы. Через 10 мин. пор. «Шляпа» - последний на реке. Очень интересный и красивый, он не сильно сложный порог. Две протоки, разделенные большим островом. Чалимся к острову для осмотра. В основной, левой протоке, тоже есть скальный островок слева. Слив справа, резкий поворот справа налево – уход от прижима. И сразу же слева направо в основную струю, в обход скального мыса. Под самым ЛБ слив с плит, оканчивается хорошей бочкой. Можно идти там, чтобы не попадать в прижим. Правая протока – живописный каньончик с валами. Шли по основному сливу. Стоянки на скалах на ЛБ до и после порога, а также за порогом на острове. Мы встали на острове в 17.15. У «Шляпы» дежурят катера, отвозят в Зареченск по мере набора группы в 20 чел.

День восьмой. 6 августа 2004 года.

Вышли в 11.30. После «Шляпы» порогов нет, начинается красивая озерная часть маршрута. Река разливается и через 4 км уже нельзя понять, в реке мы еще или уже в Иовском водохранилище. Видно, что уровень озера поднимали, осталась затопленная зона лесов. От небольшого бокового ветра легко укрываемся за островами. Очень красивые острова, сопки на горизонте. На одном из скальных островков обедаем (14.40 – 16.20). Встаем на скальном мысу большого острова в 19.20. Отменная рыбалка.

День девятый. 7 августа 2004 года.

Вышли в 11.10. Оз. Сушозеро более широкое, чем Тумчаозеро. Ветра почти нет, поэтому спокойно проходим оставшиеся километры похода. В 18.20 причаливаем к пирсу на ПБ. Впереди видна плотина, на ЛБ причалы, стоят катера. У пирса дежурят машины, сюда подходит катер с Тумчи, привозит туристов. Антистапелимся, перекусываем, и в 20.30 выезжаем в Кандалакшу. В 22.30 мы на вокзале, билеты купили без проблем. Юля и Вадим уезжают в Петрозаводск в 23.30, остальные в Москву в 1.40.


Выводы и рекомендации

  1. Река Тумча насыщена красивыми и сложными порогами, кроме этого маршрут привлекает потрясающей северной природой и отменной рыбалкой в Иовском вдхр.
  2. Поход удовлетворяет требованиям 2 к.с. с элементами 3 к.с. Пройденный нами маршрут имеет 75% от нормативной протяженности для 2 к.с. Если заявлять на Тумчу поход 3 к.с., лучше начинать на 70 км выше (забрасываться из Ковдора), и закладывать на этот участок 4 дня.
  3. Украшает поход радиальный выход вверх по Кутсайоки до пор. «Водопадный» (4 к.т. для катов). При наличии опыта и желания, его прохождение станет самым сложным и эмоциональным на маршруте.
  4. В нашу воду пороги проходимы для любых судов (кроме, пожалуй, Первенца с его страшным «зубом-резцом» и «шкуродером», смертельными для байдарок). При нас некоторые КНБ обносили Котел и Карниз, поскольку они грозят оверкилем для байдарок. Кат-четверка давит все бочки и валы, по-настоящему интересны лишь Котел и Карниз. При большем уровне воды пороги должны стать очень интересными и для четверок.
  5. Стоянки на реке красивые и удобные. Проблем с дровами нет (кроме пор. «Шляпа»). Но некоторые стоянки оставлены в ужасном состоянии – неубранный мусор, разбросанные помойки… Желательно иметь лопатку для их уборки.
  6. Соблюдайте меры пожарной безопасности! Мы наблюдали два свежих пожарища по берегам реки, пожары явно возникли от непогашенных сигарет.
  7. При подготовке к походу рекомендуется использовать карту М: 1:200 000 и лоцию реки с сайта www.afanas.ru. Несмотря на то, что время в лоции указано для байдарок, его можно брать как ориентир для катамаранов. Мы отставали ненамного.


Источник: http://tclub.karelia.ru/reports/tumtcha2004/
Категория: Отчеты | Добавил: zGor (21 Ноя 2008)
Просмотров: 3687 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 3
01 Фев 2013
3. illuthton [Материал]
SEO

27 Мар 2011
2. Администратор [Материал]
Полностью с Вами согласен. На мой взгляд вполне можно присваивать 3 к.с с элементами 4 к.с. Но отчет приведен в том виде, в котором его составил автор.

27 Мар 2011
1. tvpablo [Материал]
К.С. 2-я с элементами 3-й?! Да нуууу!!! От воды зависит. Мы вот на Карнизе катом - 4кой тройной тулуп забацали (по левому сливу). А рафтом ту бочку после слива проутюжить полегче.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 Вход
 Последнее
Каякер - картинка оформления
Copyright Он-лайн Сообщество "Вечнолагом" © 2008-2024
Дизайн и верстка: Змя Горынофъ | Программирование и база данных: