Вечнолагом - водному туризму посвящается

Приветствую Вас Гость
RSS
Воскресенье, 19 Май 2024, 05:41  
 Меню

 Разделы
Лоции, описания [2]
Отчеты [7]
Ваши рассказы [2]
Ваши рассказы о походной жизни в художественной или около-художественной форме
 Поиск
 Статистика

Тута щас: 1
Хтоетов: 1
Зарегеных: 0
Главная » Статьи » Лоции, описания, отчеты » Отчеты

Охта (Северная Карелия)
Маршрутная книжка № 45/2004
Руководитель группы:
Григорьева Юлия Валерьевна

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть засчитано всем участникам и руководителю_______ категорией сложности.

Петрозаводск 2004

Содержание

Общие сведения о путешествии

Список участников похода

Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Задачи и цели похода

Обеспечение безопасности

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

График движения и метеоусловия на маршруте

Движение по маршруту и его техническое описание

Список группового снаряжения

Смета расходов

Выводы и рекомендации

1. Общие сведения о путешествии

Вид туризма: водный

Категория сложности: третья

Время проведения: с 22 августа по 1 сентября 2004 г.

Район путешествия: река Охта (Северная Карелия)

Маршрут похода:

Заявленный: оз.Муезеро-оз.Юляозеро-оз.Лежево-оз.Воронье-р.Охта

Пройденный: оз.Муезеро-оз.Юляозеро-оз.Лежево-оз.Воронье-р.Охта

Определяющие препятствия (пороги 3-4 к.с.): Хемег, Кивиристи, Тютерин, Охта-порог

Продолжительность активной части: 10 дней

Протяженность маршрута: 113 км

Состав группы: 10 чел. (список прилагается)

Проводящая организация: турклуб «Сампо»

 

2. Список участников похода

Фамилия, Имя, Отчество

Год рожд.

Место работы/учебы

Домашний адрес

Турист. опыт

Должность в походе

1

Григорьева Юлия

1978

МЗ секретарь

г.Петрозаводск
Нойбран-ая 22-а-75

IV -у (Латосено, Лапландия)

руководитель

2

Башкатов Михаил

1982

ПетрГУ студент

г. Петрозаводск
Ригачина 22-13

III -у (Ч-Кемь, Карелия)

завхоз

3

Белокобыльский Сергей

1964

ОО «Энергия-Спорт»

г.Москва

III-у (Охта, Карелия)

оператор

4

Жидкова Екатерина

1981

ЧП «Хоршунов»

г Петрозаводск
Сегежская 11-61

III -у (Ч-Кемь, Карелия)

фотограф

5

Полищук Алексей

1985

ПетрГУ студент

г.Петрозаводск

II -у (Карелия)

реммастер

6

Ланев Андрей

1986

ПетрГУ студент

г.Петрозаводск
Лососин ш. 22-1-207

III -у (Кутсайоки, Карелия)

синоптик

7

Михалева Любовь

1983

ПетрГУ студент

г.Петрозаводск
Белорусская 15-436

III -у (Ч-Кемь, Карелия)

участник

8

Ланев Юрий

1985

ПетрГУ студент

г.Петрозаводск
Комсом. пр. 9-99

III -у (Кутсайоки, Карелия)

участник

9

Карабешкин Вадим

1983

ООО «Стелла» менеджер

г.Петрозаводск
Ленина пр. 31-317

III -у (Ч-Кемь, Карелия)

участник

10

Джапаридзе Анна

1981

СЗБП менеджер

г.Петрозаводск
Первом-ий пр. 53-55

III -у (Ч-Кемь, Карелия)

участник

3. Подъезд к начальному пункту и отъезд из конечного пункта маршрута

Проезд от Петрозаводска до начала сплава был осуществлен на микроавтобусе. Возможен проезд до ст. Беломорск поездами, следующими на Мурманск, отправляющимся из Петрозаводска ежедневно.

Обратный проезд также был осуществлен на микроавтобусе. От ст. Кемь до ст. Петрозаводск можно добраться поездами из Мурманска, отправляющимся из Кеми ежедневно.

4. Задачи и цели похода

Основной задачей похода являлось прохождение нового для большинства участников маршрута, удачное преодоление локальных препятствий (порогов), дальнейшее совершенствование техники гребли.

Локальной целью путешествия был порог Кивиристи. Его прохождение разными классами судов также можно отметить как задачу похода.

Также поход содействовал отдыху после напряженного рабочего сезона (в летний период многие работали в качестве проводников на речных маршрутах), обмену впечатлениями и дружескому общению.

5. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был изменен следующим образом: мы не пошли среднюю Охту, поскольку сильный встречный ветер просто не позволил нам идти на запад. Мы выходили в Воронье озеро через Пебозеро.

Кроме того, заявленный в маршрутной книжке участок оз. Юляозеро – оз. Лежево мы прошли не за два дня, а за один, для того чтобы сделать дневку перед прохождением сложных порогов.

6. Обеспечение безопасности

Перед походом все участники прошли теоретическую (в рамках школы инструкторов при т/к «Сампо») и практическую (в походах, на семинарах) подготовку по обучению технике водного туризма.

Пороги Хемег, Кивиристи, Тютерин, Охто-порог преодолевались после предварительного осмотра и при соблюдении требований техники безопасности.

Прохождение всех порогов осуществлялось в застегнутых спас. жилетах, а при преодолении Кивиристи на каждом участнике была еще и каска.

7. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход возможен с пор. Кивиристи – здесь проходит хорошая дорога по левому берегу. Существуют рыбацкие варианты подъезда и выезда на/с озера Лежево и Воронье. Но необходимо учитывать, что в этом районе нет сотовой связи.

Запасной вариант маршрута, которым мы и воспользовались из-за сильного встречного ветра – прохождение участка от озера Лежево до озера Воронье через порог Пебозерский.

8. График движения и метеоусловия на маршруте

Д/п

Дата

Участок маршрута

Км

Метеоусловия

Характеристика препятствий

1.

22.08

Беломорск – мост до Муезеро

0

 

Дорога п. Пушной – р. Охта

2.

23.08

мост – оз. Муезеро

10

Пасмурно, временами мелкий дождь, во второй половине дня - солнце

Мелкие перекаты

Лоток , быстроток. Сходу

Каменистые шиверы , сходу.

Плотина перед оз. Муезеро - узкая с неплохим падением - требует аккуратности.

3.

24.08

оз. Муезеро – оз. Юляозеро

17

Пасмурно, временами дождь

Плотина по правому проходу

Перекаты/шиверки

 

4.

 

25.08

оз. Юляозеро - оз. Лежево

25

 

Переменная облачность, без осадков

Два лотка . Проходимы оба

Пор. "Немес" (1-2 к.т.) Цепочка шивер-перекатов

5.

26.08

дневка

0

Пасмурно, сильный западный ветер

 

6.

27.08

оз. Лежево – оз. Воронье

12

Переменная облачность

Плотина. Падения нет, мелко.

Лоток с мощными валами

Пор. "Пебозерский" (2 к.т.) Расположен на выходе в Пебозеро. Лоток с валами и камнями. Идти слева, на выходе обливной камень - обходить справа впритирку.

 

7.

28.08

оз. Воронье – пор. Кивиристи

17

Переменная облачность, без осадков

Плотина : несложная,

перекат

Пор. "Олений" (1-2 к.т.) Каменистая горка - сходу по струе.

Пор. "Пичепорог" (2 к.т.) Длинная мощная шивера. Сходу по струе, маневр.

Пор. "Кожаный" ( 1-2 к.т.) Локальная гряда - сходу по струе

Пор. "Ойнегайне" (2 к.т.) Шивера с бочкой на выходе

Перекат

Пор. "Лоуна" (1-2 к.т.) Длинный порог с заметным уклоном, несколько вариантов прохождения.

Пор. "Хемег" (2 к.т.) Валы, прижим к скале ПБ, на выходе - гряда камней. Чистый проход у ЛБ.

8.

29.08

дневка

0

Пасмурно, без осадков

Пор. "Кивиристи" (3-4 к.т.) Три ступени. 1ступень - несложный сливчик. Вторая - узкий высокий (несколько метров) водоскат с бочкой и/или котлом в зависимости от воды. Третья - красивый каньон с валами.

9.

30.08

пор. Кивиристи – пор. Тютерин

19

Пасмурно, временами дождь

Шиверы сходу по струе.

Пор. "Печко" (2 к.т.) Локальная гряда, два чистых слива на выбор.

Пор. "Петрушка" (1-2 к.т.) Цепочка шивер

Пор. "Муравейные" (1-2 к.т.) Несколько шиверок - порожков.

Пор. "Тютерин" (3 к.т.) Отлогий водоскат по плитам, торчат зубья.

10.

31.08

пор. Тютерин – р. Кемь

13

Переменная облачность

Пор. "Курна" (2 к.с.) Быстроток почти без падения. В большую воду возможны валы, прижимы.

Пор. "Охто-порог" (3 к.с.) Проход через гряду слева - там основной слив сложной структуры., мощная шивера с цепочкой мелких сливов.

 

ИТОГО:

113

 

9. Движение по маршруту и его техническое описание

День первый. 22 августа 2004 года.

Были в Беломорске около 15 часов. На это время у нас был заказан автобус до Муезера, но уехать на нем нам не пришлось. Водитель напрочь отказался нас везти, мотивируя тем, что автобус неисправен. Пришлось в экстренном порядке искать транспорт до места назначения. Это было нелегко. На весь Беломорск оказалась лишь одна организация, которая согласилась предоставить машину – Беломорская станция детского и юношеского туризма и краеведения. В результате мы выехали в 7 часов вечера и были на месте только в 23 часа. Наскоро собрав палатки, легли спать.

День второй. 23 августа 2004 года.

После завтрака начали собирать судна. Справились довольно быстро. Во время наших сборов подъехала машина, откуда вышли грибники – муж и жена. Женщина предложила нам свежеиспеченные оладьи, от которых мы не отказались. Во время погрузки она причитала: «Да как же вы это все увезете?». «Ничего, бывало и хуже» - бодро отвечали мы, хотя действительно вещей оказалось приличное количество. Отчалились около 14 часов. В нашу воду т.н. лотки сразу за мостом были проходимы для всех судов. Даже рафт нигде не сидел. Вышли в озеро Муезеро. По пути к острову Троицы Андрей Ланев успел порыбачить. Выловил двух приличных щучек – сегодня на ужин рыба! В 15.30 были на острове. Сфотографировались у церкви, полазали по вековым деревьям и снова в дорогу. Впрочем, грести нам оставалось совсем немного. Переплыли озеро и встали ночевать на прекрасной светлой стоянке перед выходом из Муезера. Часы показывали 17 часов 30 минут. Андрей снова занялся рыбалкой, девчонки варили уху. Особо закаленные даже решились искупаться, благо к вечеру выглянуло солнце.

День третий. 24 августа 2004 года.

После прохождения несложной плотины начался самый неприятный участок маршрута – т.н. Гнилая Охта. Неспешная гребля среди болотистых берегов и неплохая рыбалка – вот в принципе и все, что можно отметить. Стоянок нет. Единственное место, где можно остановиться на перекус, находится где-то посредине пути между озерами Муезеро и Юляозеро. По пути пели песни, почему-то в основном из коммунистического прошлого. Правда, и на этом участке есть непродолжительные быстротоки. Все проходится без осмотра. В нашу воду только рафт иногда цеплял камни, а оба катамарана проходили без проблем. Остановились на ночевку при входе в Юляозеро на правом берегу. Шедший последним рафт подобрал потерянный чайниками с катамарана-четверки спас. жилет. Вечером играли на гитарах.

День четвертый 25 августа 2004 года.

Сегодня решили дойти до озера Лежево. И хотя пройти предстояло немало, никого это не испугало. Вышли в 10 утра. Мы пошли вправо, огибая остров для того, чтобы посмотреть памятник погибшим туристам перед деревней Ригорека. По пути успели немного заблудиться – ушли в сторону оз. Мусорное, но вовремя спохватились – повернули обратно. Здесь же Андрюха снова отличился – вытащил 3-х килограммовую щуку. После выхода из Юляозера начались мелкие, несложные порожки, похожие друг на друга как братья-близнецы. Проходятся все без осмотра, единственное, что надо учитывать – это камни, встречающиеся во всех порогах. При внимательном прохождении даже для рафта не составляло затруднения преодолевать эти безымянные пороги, ничего не цепляя. Сделали обед при входе в озеро Лежево на правом берегу. Здесь – рыбацкая избушка, везде развешены сети. Позже появились и сами рыбаки с уловом. Мы ретировались – пришлось грести оставшиеся 5 км против ветра. Встали на ночевку на острове посреди озера около19 часов.

День пятый. 26 августа 2004 года.

Дневка. Отоспались. Встали в 12 часов. Начали топить баню. Приготовили праздничный обед – ведь сегодня экватор нашего путешествия. Удалось собрать ягод и приготовить морс. Запекали рыбу. Ветер усилился – пришлось даже натянуть ветрозащитные тенты. Вечер воспоминаний о лете.

 

День шестой. 27 августа 2004 года.

Поздний подъем, сразу же варим обед – уху из свежепойманой рыбы. Ветер утих, сквозь рваные тучи даже проглядывает солнце. Неспешно собрались и вышли, справа видны остатки деревни – какой-то сарай на мысу. На выходе из Лежево, плотина - представляет собой быстроток, почти без перепада. За плотиной река довольно живо течет в красивом коридоре-аллее из нависающих деревьев, и, в конце-концов, приносит нас к озеру, за которым очередное препятствие – лоток с мощной струей. Лоток узкий, главная задача зайти точно по центру и стараться не касаться стенок. Стоят валы, большая скорость течения.

На выходе в оз. Пебозеро расположен неприятный порог « Пебозерский ». Мелкая заходная шивера, затем струя разбивается на две части – часть воды уходит направо, через разрыв в ряжевой стенке – туда нельзя, очень шкуродерная каменистая горка, бревна. Основная струя налево. На выходе огромный обливняк, нужно слиться впритирку к нему справа. На заходе произошел забавный случай – у Ани заклинило весло в камнях и вырвало из рук. Оно успешно прошло порог самостоятельно, по правой части порога и было поймано катамараном, но настроение Ани было испорчено, ведь потерять в пороге весло – страшный грех для водника!

Пебозеро и плесы за ним ничем не примечательны. Видно, что когда-то эти берега были обжиты – остались поля и даже какие-то постройки. А вот озеро Воронье очень красиво. Стоянки есть сразу же около впадения реки, по берегам и, конечно, на острове Добрых Духов. Само название острова, конечно, пришло их туристского фольклора. С незапамятных времен остров стал уникальным музеем туристской фантазии под открытым небом.

«О, это счастье, это пруха,
попасть на остров Добрых духов!
И уезжаем, как под мухой,
Мы с добротой, и сильным духом!».
(Из записки неизвестных туристов)

Здесь и заночевали. Дрова есть на соседнем острове, где много валежника и сушин после прошедшего пожара.

День седьмой. 28 августа 2004 года.

Захватили с собой дрова – далее с ними большой напряг. На выходе из озера плотина, наиболее чистый проход слева, но чтобы туда попасть, нужен крутой маневр из центра налево прямо перед сливом. Катамараны так и делают, рафту из-за большой длины повторить это нереально. Сергей с катамарана заводит рафт в центральные ворота, долго сомневаемся в правильности сигналов, но все равно следуем им. В результате налетаем на продольно лежащее бревно, однако, не застреваем, а благополучно скатываемся. Такое ощущение, что бревно отполировано днищами судов.

Озеро Воронье завершает озерную часть маршрута и далее начинается обычная для Карелии цепочка: плес-перекат. Только лишь плесы становятся короче, а пороги мощнее, хотя пороги шиверного типа Олений , Кожаный , Пичепорог , а также несколько перекатов ничем особенным не запомнились. Выбор линии движения не труден. Порог Ойнегайне также представляет собой шиверу, но с бочкой на выходе. Бочка довольно интересна для катания, на ПБ хорошие стоянки. Порог Лоуна примечателен большой длиной и необходимостью маневрирования. Последним препятствием на пути к главной цели похода стал порог Хемег . Рядом с ним были замечены местные жители, что насторожило – всем известны многочисленные случаи наглого воровства на пороге Кивиристи. Его осмотрели по ЛБ, тем более порог интересен для фото/видеосъемки. В пороге нужно отгрестись от правого прижима и уйти под ЛБ от камней на выходе.

Сразу же виден высокий песчаный обрыв, наверху очень просторная, уютная стоянка, где мы и останавливаемся для ночевки, а затем и дневки для тренировок и катания на одном из самых знаменитых порогов Карелии - Кивиристи .

На ночь выставляем дежурных.

День восьмой. 29 августа 2004 года.

В этот день был обкатан Кивиристи. Уровень воды на пороге ниже среднего, что сделало порог не слишком мощным, но сложность не сильно уменьшилась. Главной задачей был точный заход во вторую ступень, представляющую собой высокий слив с бочкой внизу, кроме того, струя несет на скалу правого берега, с которой потом идет свал в бочку под углом 90 град. При первом прохождении четверка зашла правее центра слива и наскочила на скалу правой гондолой. После этого суда заходили чуть левее центра слива и проскакивали ступень даже без маневра.

После бочки справа удобное для страховки улово. Нужно успеть за него зацепиться, что в нашу воду не было сложным. Из этого улова четверка страховала прохождение двойки. Для береговой страховки также удобнее правый берег.

Третья ступень – высокий скальный каньон, с достаточно мощной струей и валами. Сильно никуда не прижимает, но на левой стенке есть нависающий скальный выступ, приходящийся как раз на уровне касок и находящихся в них голов.

На выходе из каньона шкуродер. Очень удобная, короткая дорога для обноса судов и вещей.

Вечером баня, песни под стук дождя, и всенощное дежурство.

День девятый. 30 августа 2004 года.

Утром обнесли в конец порога вещи с рафта, катамараны пошли порог груженными. Экипажи на этот раз не менялись. Схема прохождения была такой: сначала четверка прошла вторую ступень и зачалилась для страховки в улове, затем двойка прошла порог полностью, затем все ступени прошел рафт и закончила прохождение порога четверка.

Задача на день – дойти до следующего «троечного» порога – Тюттерина. Что с успехом и было сделано. Порожки между Кивиристи и Тюттериным ( Печко , Петрушка , Муравейные ) опять таки мало примечательны. Можно отметить Печко порог – два чистых слива, все остальное шиверы, иногда требующие маневра. На этом участке садились на камни чаще, чем раньше, сидели даже катамараны. Наверное, расслабились…

После всех шивер зашли в один из правых ручьев. Буквально через пару минут движения вверх по течению на берегу лежат остатки упавшего самолета. Правда, от остатков мало что осталось, самый примечательный обломок – крыло со звездой. Здесь же заготовили дров – на Тюттерине их нет.

Порог Тюттерин представляет собой пологий водоскат по плоским плитам с бочкой и большим количеством камней внизу. Часто этот порог обносят из-за риска порваться. Мы прошли всеми судами, предварительно разгрузившись. На пороге огромная поляна («футбольное поле»), однако недостатков у этой стоянки много – нет дров, много мошки и сама поляна после дождей достаточно сырая для постановки палаток. Тем не менее, встаем на ночевку здесь. Душевно посидели с гитарой у костра. Уже в кромешной темноте к порогу подошла еще одна группа, они не взяли дрова и были обречены на ночевку без костра.

День десятый 31 августа 2004 года.

Последний день похода – осталось два порога, даже ловить рыбу уже лень. После длинного плеса - порог Курна . Расположен в скальном сужении, довольно красиво.

«Троечный» Охто-порог – последний порог на реке. Ключевое место на заходе – слив сложной структуры с бочкой и навалом на камень. Рафт и четверка зашли под ЛБ, двойка скатилась справа. После слива длинная выходная шивера с валами. Еще однин опасный камень слева на выходе.

Затем Охта расширяется и вскоре впадает в р. Кемь. Появляются признаки цивилизации – провода над водой, постройки на берегах, моторные лодки, бороздящие просторы водохранилища. Встаем на ПБ перед Поддужемской ГЭС. Здесь уже есть сотовая связь, вызываем такси для Сергея и Вадима в г. Кемь и «Газель» для остальной группы в Петрозаводск.

Антистапель, ужин, отъезд. 

9. Список группового и личного водного снаряжения

1. Рафт - 1 шт.

2. Катамаран-4 - 1 шт.

3. Катамаран-2 - 1 шт.

4. Весла – 12 шт.

5. Спасжилеты – 10 шт.

6. Каски – 6 шт.

7. Спасконец – 3 шт.

8. Гермомешок – 6 шт.

9. Бочка – 6 шт.

10. Насос – 3 шт.

10. Смета расходов

1. Питание – 80 руб.*10 дней*10 чел. = 8000 руб.

2. Заброска/выброска – 3800 руб. (Петрозаводск-Беломорск - 380) + 3600 (Беломорск-р.Охта - 120) + 4000 (Кемь-Петрозаводск - 400) = 11400 руб.

3. Фотопленка – 3*70 = 210 руб.

4. Аптечка – 400 руб.

5. Ремнабор – 400 руб.

ИТОГО: 20410 руб.

11. Выводы и рекомендации

•  Река Охта – одна из самых интересных и популярных рек Карелии. Сочетание красивейших озер с уникальными памятниками на островах (оз. Муезеро – о. Троицы, оз. Воронье – о. Духов) и интересных в спортивном плане локальных препятствий делают Охту действительно очень привлекательной.

•  При планировании маршрута следует учесть существующую на реке проблему с дровами. Рекомендуется брать с собой бензопилу, а также иметь запас дров на плавсредствах при прохождении некоторых участков реки.

•  Необходимо учитывать следующий фактор: на наиболее популярных местах стоянок туристов нередки кражи личных вещей, денег и снаряжения. В нашем случае таких прецедентов не было, поскольку водный сезон уже был закончен, но в разгар лета нужно выставлять дежурных и внимательно подходить к выбору места ночлега.

•  В походе руководителю рекомендуется использовать карту местности масштаба 1:200000 и лоцию реки с сайта www.afanas.ru . Время в лоции указано для байдарок, но его можно брать за основу для любого класса судов.

•  Пройденный маршрут может быть засчитан 3 к.с. по усмотрению МКК согласно правилам проведения туристских походов.



Источник: http://tclub.karelia.ru/reports/ohta2004/
Категория: Отчеты | Добавил: zGor (21 Ноя 2008)
Просмотров: 3980 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
27 Мар 2011
1. tvpablo [Материал]
На Кивиристи после второго слива может быть поганка. Экипаж ПСН-а с нашей группы как то раз сел там на пару минут. Притопит - выплюнет, притопит - ... Страшная штука.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 Вход
 Последнее
Каякер - картинка оформления
Copyright Он-лайн Сообщество "Вечнолагом" © 2008-2024
Дизайн и верстка: Змя Горынофъ | Программирование и база данных: